
Конференция «Ломоносов 2016»

Секция «Информационное обеспечение мировой политики»
Телеканал Russia Today: «рупор российской пропаганды» или инструмент

внешней политики России?
Шамугия Ира Шалериевна

Студент (бакалавр)
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

E-mail: ira.shamugiya@gmail.com
Ядерное оружие, как известно, обладает разрушительной силой и считается самым

мощным оружием массового поражения. Однако современные политические реалии та-
ковы, что наличие у какой бы то ни было страны элементов «жесткой» силы не всегда
означает безоговорочное достижение всех государственных интересов. Зачастую занимать
доминирующее положение на международной арене позволяет синтез «мягкой» и «жест-
кой» силы. Так, на первый план большинства государств выходит применение информа-
ционных ресурсов, которые не оставляют за собой выжженные пустыни, но, посредством
определенного воздействия на общественное мнение, позволяют ослабить противника.

На протяжении долгого времени у России такой инструмент внешней политики отсут-
ствовал или же был малоэффективен. Ситуация начала меняться в 2005 г., когда агент-
ством «РИА Новости» был учрежден первый круглосуточный информационный телека-
нал Russia Today, осуществляющий вещание на английском языке. Основной целью теле-
канала было объявлено четкое донесение до зарубежной аудитории российского взгляда на
события международной жизни. Ведь очень часто позиция России по ключевым вопросам
мировой политики никак не освещалась в иностранных СМИ. В связи с этим телеканал
Russia Today поставил перед собой задачу познакомить общественность в англоговорящих
странах со взглядами и идеями представителей российского общества и попытаться изба-
вить их от стереотипов, навязанных годами «холодной войны» [1].

Эксперты по-разному оценивали саму идею создания такой структуры. Многие слабо
верили в то, что Russia Today позволит улучшить международный имидж России, и что за
рубежом в принципе будут смотреть российские новости на английском. Однако телеканал
быстро развивался, набирая популярность и завоевывая мировую аудиторию. Российская
вещательная компания запустила RT на арабском и испанском языках, а также учре-
дила специальные каналы для США и Великобритании, которые получили название RT
America и RT UK.

За десять лет работы телеканал Russia Today три раза становился финалистом меж-
дународной премии Emmy в категории «Новости», а пять его основных каналов побили
в 2015 г. абсолютный рекорд, набрав 3 миллиарда просмотров на YouTube, тем самым
обогнав CNN в 2 раза, Euronews в 3 раза, а BBC в 10 раз [3].

По мере того, как RT начал добиваться определенных успехов, составлять конкурен-
цию ведущим западным средствам массовой информации, а число зрителей телеканала с
каждым годом увеличивалось, критика в его адрес стала звучать всё чаще. Телеканал на-
чали обвинять в пропаганде и необъективности освещения различных мировых событий. В
частности, Джон Керри, госсекретарь США, заявил, что канал намеренно искажает фак-
ты и «продвигает фантазии Владимира Путина о происходящем в мире» [5]. На данное
высказывание сразу же последовала реакция министра иностранных дел России Сергея
Лаврова, который прокомментировал слова своего американского коллеги следующим об-
разом: «Я могу понять Джона Керри в том смысле, что Russia Today составляет сегодня
серьезную конкуренцию CNN, BBC и прочим западным СМИ, которые были убеждены в
том, что у них есть полная монополия и никакая конкуренция им не грозит» [2].

1



Конференция «Ломоносов 2016»

Кроме того, в то время как президент США Барак Обама поставил Россию в один ряд
с вирусом Эбола и террористической организацией «Исламское государство» (ИГ), ди-
ректор Совета по вопросам международного вещания США Эндрю Лэк в одном из своих
интервью сравнил деятельность Russia Today с деятельностью ИГ и «Боко Харам», что
также вызывает недоумение: на каких фактах он основывается в своем высказывании? [4]

Нельзя не упомянуть и о скандальном увольнении сотрудницы RT Лиз Уол, которая
в марте 2014 г. в прямом эфире заявила, что уходит с телеканала, т.к. не согласна с тем,
как Russia Today освещает украинский кризис, и не хочет быть частью структуры, ко-
торая финансируется правительством России и «отбеливает деятельность Путина» [6].
Однако позже выяснилось, что этот скандал явился запланированной акцией американ-
ской неоконсервативной организации «Внешнеполитическая инициатива». В официальном
твиттер-аккаунте этой организации заранее было опубликовано следующее: «Включайте
RT - вот-вот произойдёт нечто грандиозное» [8].

На этом нападки на телеканал не закончились. Британский регулятор СМИ Ofcom че-
тыре раза предъявлял претензии Russia Today по поводу субъективного освещения укра-
инских событий. В Великобритании даже рассматривали возможность лишения RT ли-
цензии в случае повторных нарушений [7]. В свою очередь, корпорация BBC обратилась
к правительству с идеей о создании нового канала, вещание которого было бы направлено
на Россию. Это говорит о том, что Соединенное Королевство обеспокоено всевозрастаю-
щим влиянием российской медиа-структуры.

Мировая популярность RT не осталось незамеченной и в Соединенных Штатах. Весной
2015 г. в американском Конгрессе проходили слушания, посвященные борьбе с российской
«пропагандой», а осенью того же года Сенат США обсудил угрозу, «исходящую» от теле-
канала.

Таким образом, все эти действия и давление, которое западный мир старается оказать
на RT, свидетельствует о том, что телеканалу все же удалось занять свою нишу в системе
мировых СМИ. За десять лет российская вещательная компания Russia Today преврати-
лась в глобальную сеть, которая является эффективным инструментом внешней политики
России, осуществляет вещание в более чем ста странах мира на трех языках и на этом
останавливаться не собирается.

Источники и литература

1) Тупицына И.Н., Мириманов Д.А. Социокультурная миссия телеканала Russia Today
// Ученые записки РГСУ. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства мас-
совой информации (СМИ). 2008. № 2. С. 87.

2) Первый канал. Официальный сайт: http://www.1tv.ru/news/polit/257341
3) RT на русском: https://russian.rt.com/article/134506
4) RT на русском: https://russian.rt.com/article/70321
5) Business Insider: http://www.businessinsider.com/john-kerry-rt-propaganda-bullhorn-

russia-today-2014-4
6) Bloomberg Business: http://www.bloomberg.com/bw/articles/2014-04-24/liz-wahl-

former-rt-journalist-quits-and-prospers
7) NEWSru: http://www.newsru.com/world/10nov2014/ofcom.html
8) Truthdig: http://www.truthdig.com/report/item/how_cold_war-

hungry_neocons_stage_managed_liz_wahls_resignation_20140319

2


